События

Мы в социальных сетях:

Facebook Twitter Telegram


Главная > Закон Республики Узбекистан «Об отходах»

Закон Республики Узбекистан «Об отходах»

 

Закон Республики Узбекистан

Об отходах

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обращения с отходами.

Основными задачами настоящего Закона являются предотвращение вредного воздействия отходов на жизнь и здоровье граждан, окружающую среду, сокращение образования отходов и обеспечение рационального их использования в хозяйственной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием, сбором, хранением, транспортированием, захоронением, переработкой, утилизацией и реализацией отходов;

объекты обращения с отходами – объекты, используемые для сбора, хранения, транспортирования, захоронения, переработки, утилизации и реализации отходов;

паспорт отхода - документ, удостоверяющий место происхождения и индивидуальные свойства отхода;

отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

лимит размещения отходов - предельное количество отходов, разрешенное для размещения на определенный срок;

объект размещения отходов - специально отведенное и оборудованное место для хранения и захоронения отходов;

захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов;

хранение отходов – содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения, переработки или утилизации;

утилизация отходов – извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей;

переработка отходов - осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию или утилизации;

норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции или на единицу исходного сырья;

опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичностью, инфекционностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, радиоактивностью) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют собой непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды как самостоятельно, так и при контакте с другими веществами.

Статья 3. Законодательство об обращении с отходами

Законодательство об обращении с отходами состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Законодательство об обращении с отходами не распространяется на отношения, связанные с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты.

Отношения в области обращения с отходами в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об обращении с отходами, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Право собственности на отходы

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной не запрещенной законом сделки об отчуждении отходов.

Собственники отходов владеют, пользуются и распоряжаются отходами в пределах полномочий, установленных законодательством.

Переход права собственности на отходы и ответственность за вредные последствия при смене собственника земельного участка, на котором размещены отходы, решается в соответствии с законодательством.

Статья 5. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обращения с отходами

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

утверждает государственные программы обращения с отходами и обеспечивает их выполнение;

устанавливает порядок осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами;

устанавливает порядок ведения государственного кадастра мест захоронения и утилизации отходов;

устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов в области обращения с отходами;

устанавливает порядок ввоза, вывоза и транзита отходов;

устанавливает порядок паспортизации отходов;

утверждает перечень опасных отходов и отходов, трансграничная перевозка которых подлежит государственному регулированию;

решает вопросы по предоставлению земельных участков для захоронения опасных отходов;

устанавливает порядок обращения недепозитных емкостей и тары;

устанавливает размер компенсационных выплат за размещение отходов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 6. Специально уполномоченные государственные органы в области обращения с отходами

Специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами являются:

Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

Узбекское агентство «Узкоммунхизмат»;

Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (далее – Агентство «Саноатконтехназорат»).

Статья 7. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в области обращения с отходами

Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы:

осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами;

координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами;

ведет государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов;

проводит государственную экологическую экспертизу научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации в области обращения с отходами;

дает согласие на устанавливаемые нормативы образования отходов и объекты размещения отходов;

утверждает лимиты размещения отходов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области обращения с отходами

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением установленных санитарных норм и правил при обращении с отходами;

определяет меры по охране жизни и здоровья граждан от вредного воздействия отходов;

выдает заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами;

устанавливает санитарно-гигиенические требования к выпускаемым из отходов товарам (продукции) и выдает гигиенический сертификат на них;

осуществляет методическое обеспечение при определении степени опасности отходов для жизни и здоровья граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» в области обращения с отходами

Узбекское агентство «Узкоммунхизмат»:

разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан государственные программы обращения с бытовыми отходами;

осуществляет мониторинг за состоянием сбора, транспортирования, переработки и утилизации бытовых отходов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Агентства «Саноатконтехназорат» в области обращения с отходами

Агентство «Саноатконтехназорат» осуществляет:

государственный контроль и надзор за учетом, хранением и утилизацией отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств;

государственный контроль за радиационной безопасностью при хранении, транспортировании, утилизации и захоронении радиоактивных отходов;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на местах в области обращения с отходами

Органы государственной власти на местах:

участвуют в выполнении общегосударственных программ обращения с отходами;

утверждают местные программы обращения с отходами;

создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами;

решают вопросы размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории;

осуществляют контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами;

содействуют созданию предприятий по сбору и утилизации отходов;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия органов самоуправления граждан в области обращения с отходами

Органы самоуправления граждан:

участвуют в решении вопросов размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории;

содействуют санитарной очистке населенных пунктов и своевременному внесению платы за сбор бытовых отходов;

осуществляют общественный контроль за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Права и обязанности граждан в области обращения с отходами

Граждане имеют право на:

безопасные для их жизни и здоровья условия при обращении с отходами;

получение в установленном порядке полной и достоверной информации о наличии в местах их проживания опасных отходов, безопасности проектируемых, строящихся, а также действующих объектов обращения с отходами;

участие в обсуждении проектов решений по строительству объектов обращения с отходами;

возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об обращении с отходами;

участие в осуществлении общественного контроля за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами.

Граждане обязаны:

соблюдать установленные санитарные нормы и правила, другие требования при обращении с отходами;

вносить в установленном порядке плату за пользование услугами предприятий и организаций, занимающихся сбором бытовых отходов.

Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 14. Права юридических лиц в области обращения с отходами

Юридические лица имеют право на:

получение от специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами в установленном порядке информации о санитарных нормах и правилах, экологических нормативах в области обращения с отходами;

хранение отходов на объектах размещения отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами содержания территорий;

внесение специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами, органам государственной власти на местах предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения с отходами;           

участие в разработке государственных программ обращения с отходами;

возмещение вреда, причиненного им другими лицами в результате обращения с отходами.

Юридические лица могут иметь и иные права в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 15. Обязанности юридических лиц в области обращения с отходами

Юридические лица обязаны:

соблюдать установленные санитарные нормы и правила, экологические нормативы в области обращения с отходами;

вести учет отходов, предоставлять о них отчетность в порядке, установленном законодательством;

определять в установленном порядке степень опасности отходов для жизни и здоровья граждан, окружающей среды;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов;

обеспечивать сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, имеющих ресурсную ценность и подлежащих утилизации;

принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации отходов, собственниками которых они являются;

не допускать смешивания отходов, за исключением случаев, предусмотренных технологией производства;

не допускать хранения, переработки, утилизации и захоронения отходов в несанкционированных местах или объектах;

осуществлять контроль за санитарным и экологическим состоянием собственных объектов размещения отходов;

проводить работы по рекультивации нарушенных земельных участков при обращении с отходами;

осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение отходов, не подлежащих утилизации;

представлять в установленном порядке органам государственной власти на местах, специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами информацию о случаях несанкционированного попадания отходов в окружающую среду и принятых мерах;

вносить в установленном порядке компенсационные выплаты за размещение отходов;

возмещать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, юридическим лицам в результате обращения с отходами.

Юридические лица могут нести и иные обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 16. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами

Индивидуальные предприниматели в области обращения с отходами имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом для юридических лиц.

Статья 17. Обеспечение безопасности при обращении с отходами

Деятельность юридических лиц в области обращения с отходами должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

Деятельность юридических лиц может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном порядке при нарушении требований законодательства об обращении с отходами, влекущем причинение вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде, а также в случаях образования опасных отходов при отсутствии технической или иной возможности обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды.

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

В целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, уменьшения образования отходов разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов.

Нормативы образования отходов разрабатываются и утверждаются юридическими лицами по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.

Лимиты размещения отходов разрабатываются юридическими лицами и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов устанавливается законодательством.

Статья 19. Экологическая сертификация отходов

Отходы, являющиеся объектом купли-продажи, экспортно-импортных операций, а также опасные отходы, подлежащие транспортированию, должны проходить экологическую сертификацию на соответствие санитарным нормам и правилам, экологическим нормативам в области обращения с отходами, по результатам которой собственникам отходов выдается экологический сертификат.

Порядок экологической сертификации отходов устанавливается законодательством.

Статья 20. Транспортирование опасных отходов

Транспортирование опасных отходов осуществляется специально оборудованными для этого транспортными средствами при наличии экологического сертификата отходов и разрешения, выданного в порядке, установленном законодательством.

Ответственность за безопасную перевозку опасных отходов несет транспортная организация.

Статья 21. Ввоз отходов

Ввоз на территорию Республики Узбекистан отходов, в том числе любых видов радиоактивных отходов иностранного происхождения, с целью хранения и захоронения запрещается.

В порядке, установленном законодательством, допускается ввоз отходов только для их переработки и утилизации, при условии обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

Статья 22. Требования к хранению и захоронению отходов

Хранение отходов осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами, требованиями экологической безопасности и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.

Место для захоронения отходов (за исключением опасных отходов) определяется органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.

Захоронение отходов, для утилизации которых в Республике Узбекистан существуют соответствующие технологии, не допускается.

Запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также особо охраняемым природным территориям и объектам.

Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов.

Статья 23. Компенсационные выплаты за размещение отходов

За размещение отходов в специально отведенных и оборудованных местах взимаются компенсационные выплаты.

Размеры компенсационных выплат определяются в установленном порядке на основании лимитов размещения отходов в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.      

Статья 24. Стимулирование деятельности по утилизации отходов и уменьшению их образования

Юридическим и физическим лицам, разрабатывающим и внедряющим технологии, направленные на уменьшение образования отходов и их утилизацию, создающим предприятия и цеха, производящим оборудование для утилизации отходов, принимающим долевое участие в финансировании мер по утилизации отходов и уменьшению их образования, предоставляются льготы в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах могут устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные меры стимулирования деятельности по утилизации отходов и уменьшению их образования.

Статья 25. Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования

Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования осуществляется за счет средств собственников отходов. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства фондов охраны природы, внебюджетных фондов, добровольные взносы юридических и физических лиц, а также средства Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Статья 26. Государственный учет отходов

Государственному учету подлежат отходы, ввозимые, вывозимые, имеющиеся в наличии и образующиеся на территории Республики Узбекистан, а также перемещаемые транзитом.

Форма государственной статистической отчетности об отходах, порядок ее представления утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике.

Статья 27. Паспортизация отходов

Отходы, образующиеся на территории Республики Узбекистан, подлежат паспортизации.

Паспорт отхода составляется юридическими лицами на каждый вид отхода. В случаях изменения индивидуальных свойств отхода, связанного с технологией производства, в паспорт отхода вносятся изменения и дополнения.

Порядок паспортизации отходов устанавливается законодательством.

Статья 28. Государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов

В целях обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о местах захоронения и утилизации отходов ведется государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов, который содержит количественные и качественные характеристики отходов, информацию об обращении с ними и о мерах по уменьшению степени их опасности.

Государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов ведется в порядке, установленном законодательством.

Статья 29. Разрешение споров

Споры в области обращения с отходами разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами

Лица, виновные в нарушении законодательства об обращении с отходами, несут ответственность в установленном порядке.

 

Президент

Республики Узбекистан

И.Каримов

Гор.Ташкент, 5 апреля 2002 г., № 362-II


2013-03-31

Фотогалерея

ntesting mood

Территориальные комитеты