События

Мы в социальных сетях:

Facebook Twitter Telegram


Главная > Закон Республики Узбекистан «Об обращениях граждан»

Закон Республики Узбекистан «Об обращениях граждан»

 

Закон Республики Узбекистан

Об обращениях граждан

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обращениях граждан»

 

Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года «Об обращениях граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., №5, ст.140) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

 

Президент

Республики Узбекистан И.Каримов

 

Гор. Ташкент,

13 декабря 2002 г.,

№ 446-II.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области обращений граждан в государственные органы, учреждения (далее – государственные органы).

Статья 2. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство об обращениях граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Право граждан на обращения

Граждане Республики Узбекистан имеют право обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами.

Осуществление гражданами права на обращения не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, общества и государства.

Граждане иностранных государств и лица без гражданства имеют право обращаться в государственные органы Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом.

Отношения в области обращений граждан в органы самоуправления граждан регулируются в порядке, установленном настоящим Законом.

Не подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом обращения граждан, если законодательными актами предусмотрениной порядок их рассмотрения.

Статья 4. Формы обращений граждан

Обращения граждан вносятся в устной либо письменной форме. Устные и письменные обращения граждан имеют равное значение.

Обращения граждан могут быть индивидуальными или коллективными.

Статья 5. Виды обращений граждан

Обращения граждан могут быть в виде заявлений, предложений или жалоб.

Заявление – обращение граждан с просьбой об оказании содействия в реализации их прав, свобод и законных интересов.

Предложение – обращение граждан, содержащее рекомендации по совершенствованию государственной и общественной деятельности.

Жалоба – обращение граждан с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Статья 6. Требования, предъявляемые к обращениям граждан

В обращениях должны быть указаны фамилия (имя, отчество), сведения о месте жительства гражданина, изложена суть заявления, предложения или жалобы.

Письменные обращения должны быть закреплены подписью обращающегося. В случае невозможности закрепления обращения личной подписью, оно должно быть закреплено подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.

Письменные обращения, в которых не указаны фамилия (имя, отчество), сведения о месте жительства гражданина или указаны ложные сведения о нем, а также не закрепленные подписью, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Статья 7. Обращения граждан и средства массовой информации

Обращения граждан, поступившие в государственные органы из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

Обращения граждан, направленные в средства массовой информации, могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения всоответствии с законодательством о средствах массовой информации.

Статья 8. Прием граждан

В государственных органах организуется прием граждан.Прием граждан осуществляется руководителем либо иным должностным лицом. Для этого в государственных органах могут создаваться специальные структурные подразделения, определяются должностные лица, ответственные за прием граждан.

Прием проводится в установленные дни и часы, в удобное для граждан время. Графики приема доводятся до сведения граждан.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В приеме гражданину может быть отказано, если его неоднократные обращения носят необоснованный, незаконный характер либо по его обращению уже принято решение.

Порядок приема граждан в государственных органах определяется их руководителями.

Статья 9. Делопроизводство по обращениям граждан

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах ведется в установленном законодательством порядке.

II. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ

Статья 10. Добровольность при использовании гражданами права на обращения

Право граждан на обращения реализуется добровольно. Никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него.

Статья 11. Недопустимость дискриминации при использовании гражданами права на обращения

Дискриминация при использовании гражданами права на обращения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения граждан запрещается.

Статья 12. Обязательность принятия и рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан подлежат обязательному принятию и рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 6 настоящего Закона.

Гражданин вправе обжаловать необоснованный отказ в принятии и рассмотрении его обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо непосредственно в суд.

Статья 13. Недопустимость разглашения сведений, ставших известными в связи с обращениями граждан

При рассмотрении обращений граждан не допускается разглашение работниками государственных органов сведений о частной жизни граждан без их согласия, а также сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, и другой информации, если это ущемляет права, свободы и законные интересы граждан.

Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не относящихся к обращению.

По просьбе гражданина не подлежат разглашению какие-либо сведения о его личности.

Статья 14. Гарантии безопасности граждан в связи с их обращениями

Запрещается преследование граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов.

III. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАНАМИ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ

Статья 15. Порядок подачи заявлений, предложений и жалоб

Заявления, предложения и жалобы граждан подаются непосредственно государственному органу, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.

Гражданин вправе подать заявление, предложение и жалобу лично, а также уполномочить на это своего представителя либо направить обращение через средства связи. В интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц заявление, предложение и жалоба могут подаваться их представителями в порядке, предусмотренном законодательством.

К заявлению, предложениюи жалобе могут прилагаться имеющиеся у гражданина решения (или их копии), ранее принятые по ним, а также другие документы, необходимые для рассмотрения заявления, предложения и жалобы.

Статья 16. Сроки подачи заявлений, предложений и жалоб

Сроки подачи заявлений, предложений и жалоб гражданами не устанавливаются. В отдельных случаях может быть установлен срок подачи заявления, предложения и жалобы в соответствующие государственные органы, если это обусловлено возможностями органа по рассмотрению заявления, предложения и жалобы, необходимостью своевременной реализации прав и свобод граждан, обеспечением защиты их законных интересов, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Заявление или жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу может быть подана не позднее одного года с момента, когда гражданину стало известно о совершении действия (бездействия) или принятии решения, нарушающих его права, свободы и законные интересы. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается государственным органом, рассматривающим заявление или жалобу.

Статья 17. Рассмотрение обращений граждан

Обращения граждан, поступившие в государственный орган, рассматриваются этим органом или должностным лицом, на которое возложены обязанности по рассмотрению обращений.

Обращения граждан, направленные в государственный орган, в полномочия которого не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом гражданину. Запрещается безосновательная передача обращения на рассмотрение другим государственным органам или направление его тем государственным органам или должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. Если обращения граждан не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие органы, то они в тот же срок возвращаются гражданину с мотивированным разъяснением.

В случае возникновения необходимости в дополнительных сведениях, справках и материалах для всестороннего и объективного рассмотрения обращения граждан должностное лицо государственного органа, рассматривающее это обращение, может дополнительно собрать информацию.

В необходимых случаях государственный орган, рассматривающий обращение граждан, должен обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

В исключительных случаях, при невозможности рассмотрения обращения в отсутствие обращающегося или другого лица, они могут быть вызваны должностным лицом государственного органа.

Решения по обращениям граждан подписывает руководитель или иное уполномоченное должностное лицо государственного органа.

Если при решении вопросов, изложенных в заявлении, предложении или жалобе, возникнет необходимость проверки деятельности хозяйствующих субъектов, то она осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 18. Сроки рассмотрения обращений граждан

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение, в десятидневный срок.

Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней.

В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 19. Права граждан на личное участие при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственными органами гражданин имеет право получать информацию о ходе рассмотрения обращения, лично излагать доводы и давать объяснения, знакомиться с материалами проверки обращения и с результатами рассмотрения, представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании из других органов, пользоваться услугами адвоката или своего представителя.

Должностные лица государственных органов, рассматривающие обращение, обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права, свободы и законные интересы.

Статья 20. Меры, принимаемые при рассмотрении обращений граждан

Государственные органы при рассмотрении обращений граждан обязаны незамедлительно принимать меры к пресечению незаконныхдействий (бездействия), выявлять причины и условия, способствовавшие нарушениям прав, свобод и законных интересов граждан, пресекать в установленном порядке преследование граждан в связи с их обращением.

Статья 21. Обязанности государственного органа, рассмотревшего обращение гражданина

Государственный орган, рассмотревший обращение гражданина, обязан в письменной форме сообщить ему о результатах рассмотрения и существе принятого решения.

Должностное лицо государственного органа, принявшего решение по заявлению или жалобе, обязано разъяснить порядок обжалования принятого решения, если гражданин не согласен с ним.

Государственный орган, рассмотревший обращение гражданина, его должностное лицо обязаны контролировать исполнение решения, принятого по результатам рассмотрения обращения, а также принять меры к возмещению в установленном законом порядке ущерба иликомпенсации морального вреда, если он причинен гражданину в результате нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Статья 22. Анализ работы с обращениями граждан

Государственные органы, рассматривающие обращения граждан, в установленном порядке обобщают и анализируют заявления, предложения и жалобы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, атакже интересовобщества и государства.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Статья 23. Контроль за исполнением законодательства об обращениях граждан

Контроль за исполнением законодательства об обращениях граждан обеспечивают в пределах своих полномочий органы государственной власти и управления.

 

Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан

Необоснованныйотказ в принятии и рассмотрении обращения граждан, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, принятие противоречащего закону решения, необеспечение восстановления нарушенных прав гражданина и исполнения принятого в связи с обращением решения, необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, либо разглашение сведений о частной жизни граждан без их согласия, преследование гражданина в связи с его обращением, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность в соответствии с законом.

Статья 25. Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением требований закона при рассмотрении его заявления или жалобы

В случае удовлетворения заявления или жалобы гражданина государственный орган, принявший незаконное решение по нему, возмещает гражданину ущерб, связанный с подачей и рассмотрением заявления или жалобы, расходы, понесенные в связи с выездом на место для рассмотрения заявления или жалобы по требованию соответствующего государственного органа, и утраченный за это время заработок. В судебном порядке гражданину может быть компенсировантакже и моральный вред.

Средства, выплаченные государственным органом в возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением требований закона при рассмотрении его заявления или жалобы, могут быть взысканы с виновного должностного лица в регрессном порядке.

Статья 26. Ответственность гражданина за подачу заявления, предложения или жалобы противоправного характера

Подача гражданином заявления, предложения или жалобы, содержащих клевету и оскорбления, влечет ответственность, установленную законом.

Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений граждан, содержащих заведомо ложные сведения

Расходы, понесенные государственным органом в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Статья 28. Разрешение споров

Споры о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи с обращениями граждан рассматриваются в судебном порядке.


2013-03-31

Фотогалерея

ntesting mood

Территориальные комитеты